врач-маммолог, кандидат медицинских наук |
Марина Кривенькая историк, переводчик, член Союза переводчиков России |
Уважаемые родители, так уж получается, что первый, кто встречает родившегося ребенка, – доктор: новорожденный возвещает о своем появлении криком, это – его первое Слово. Здравствуй, новый житель Земли! «Здравствуй!» – желаем здоровья мы ему, а он, подрастая вместе с этим пожеланием, будет передавать зашифрованную формулу здоровья окружающим его людям бессчетное количество раз.
В языке любого народа найдутся закодированные пожелания здоровья телесного, а так же духовного благополучия, представленные словами, сопровождающими встречу и расставание, просьбу и благодарность.
Это тот самый волшебный минимум, знание которого «дается так дешево и ценится так дорого». В нем заложены общечеловеческие механизмы мышления и духовного здоровья, которые помогают людям, говорящим на разных языках, устанавливать здоровую, дружественную атмосферу, сопровождающую общение. Это кратчайший путь, который помогает «чужому» стать «своим».
Слова, особенно эмоционально окрашенные, несут в себе мощный энергетический заряд. Если рассматривать здоровье как баланс между душой, телом и окружающим миром, то слова в данной схеме являются «весовой мерой», той составляющей, которая способна перевесить в сторону здоровья или, наоборот, болезни. Об этом говорит духовно-исторический опыт человечества, запечатленный в словах священных книг и древних текстов, который сам по себе вряд ли нуждается в подтверждении. Однако тем, кто «доверяет, но проверяет», можно сказать, что сила слова «измеряется» в наше время и в ходе научных экспериментов.
Так, ученые пытаются объяснить, почему, например, слова молитвы, наполненные верой, надеждой, любовью, приносят спасение и здоровье, а бранные слова разрушают взрослые и детские организмы. Японские исследователи в ходе многочисленных опытов показали влияние благословения и проклятия на кристаллы льда. Форма снежинок становилась кривой и изломанной под воздействием грубых и злых слов. В настоящее время ведутся попытки экстраполяции результатов данных исследований на человеческий организм на том основании, что человек почти на 70% состоит из воды. Так, уже доказано, что у больных, подверженных гневу и агрессии, чаще развивается инфаркт.
В свою очередь группа российских молекулярных биологов в лабораторных условиях выяснила, что молекулы ДНК «воспринимают» человеческую речь. Более того, молекулы, ответственные за наследственность, под воздействием речи способны менять свою форму и структуру. В момент брани зафиксирован некий мутагенный эффект, аналогичный, как говорят исследователи, мощному радиационному излучению. Матерные слова несут разрушительный заряд, хромосомы человека начинают искажаться и деформироваться. А это, в свою очередь, вызывает негативные последствия для жизни самого человека, а так же его потомства.
В случае словесной перебранки, тем более скандала, страдают обе стороны. Врачи доказали, что любое «грязное» слово служит тем импульсом, который при дальнейших неблагоприятных обстоятельствах стимулирует у человека, получившего порцию грубости, развитие всех признаков стресса. Выделяются адреналин и норадреналин, надпочечники реагируют выделением картизола, может повыситься температура, кровяное давление, проявиться тахикардия. И если на одноразовый стресс организм реагирует общей мобилизацией, то стресс регулярный подавляет иммунную систему, приводит к депрессии, обострению хронических и появлению новых болезней. Состояние перманентного стресса – прямой путь к развитию сердечно-сосудистых и, увы, онкологических заболеваний.
С другой стороны, пожелания здоровья, слова любви, поддержки и ободрения могут творить чудеса. «Язык мудрых врачует», – сказано в Библии. В знаменитом «Встань и иди!» Иисус подарил православному человеку мощную формулу здоровья тела как следствия мобилизации потенциальных сил организма, внутренней душевной работы.
Не так давно в США был проведен интересный эксперимент. Прихожане одной из церквей решили молиться за здоровье больных, находящихся в блоке интенсивной терапии одного крупного госпиталя. Ни врачи, ни больные об этом не знали. По ходу наблюдения за состоянием здоровья пациентов из разных блоков, выяснилось, что более успешные результаты показали больные того блока, о которых совершалась общая регулярная молитва.
Добрые слова способны нести исцеление. К такому выводу приходят и представители так называемой бихевиориальной медицины. В России проводился ряд исследований, в ходе которых психологи проводили с больными сеансы релаксации, медитации, а так же обучали больных аутотренингу. В ходе наблюдения за пациентами стало очевидным, что подобные сеансы даже в течение двух-трех недель приводили к реальным положительным изменениям в организме. Больные с артериальной гипертонией чувствовали себя лучше, у них снижалось артериальное давление, уменьшалась активность симпатоадреналовой системы и даже снижалась гипертрофия миокарда.
Позитивное психологическое состояние человека, который болен – фактор, способный сыграть решающую роль в процессе излечения от недуга. Помимо аутотренинга и других специальных занятий с психологом большую помощь в этом оказывает чтение. Метод врачевания чтением возник на стыке медицины и библиотечного дела. Называется этот метод – библиотерапией. В России библиотерапию стали применять сравнительно недавно, но уже первые опыты использования чтения в лечебных, психологических и реабилитационных целях дали довольно интересные результаты. Специально подобранные работниками библиотек книги способны не только отвлечь больных от зацикленности на болезни, но также служить дополнительным коррекционным способом при лечении неврозов и других психических заболеваний.
В лечении библиотерапией особенно необходимо правильно подобрать литературу больным детям. Так, работники Российской государственной детской библиотеки уже несколько лет сотрудничают с врачами ряда детских клиник, подбирая книги для ребят, которые вынуждены подолгу лежать на больничной койке. Многим из детишек, страдающим, например, гемофилией, даже нельзя двигаться, так что книга подчас оказывается единственным способом поднять им настроение. Детей учат, прежде всего, стараться жить и справляться с болезнью в детском организме.
Успех излечения или умения жить с недугом во многом зависит от того, насколько больные отождествляют себя с той или иной болезнью, в том числе словесно. Если человек позволяет себе и другим именовать его «гипертоником», «диабетиком» или «язвенником», он соглашается быть носителем соответствующей болезни, подчиняется ей ментально, позволяет болезни характеризовать его личность, быть одним из его имен. «Как назовешь корабль, так он и поплывет», – в данном случае по волнам болезни, как правило, в глубь этого моря. Если же человек не воспринимает себя как человека, страдающего диабетом или гипертонией, то психологическое состояние человека дистанцирует его от болезни, держит болезнь на расстоянии, борется с ней как с чем-то посторонним и не дает завладеть им полностью.
Проблема «политкорректности» врачебной лексики встает более остро при адаптации больных к повседневной жизни после перенесенных тяжелых заболеваний или получения инвалидности. К сожалению, отсутствие в российских городах элементарных условий для полноценного функционирования людей с ограниченными возможностями не способствует распространению в обществе норм корректного обращения по отношению к инвалидам. На Западе, например, стараются, насколько это возможно, избегать употребления самого слова «инвалид». Так, в переведенной недавно на русский язык детской книжке об истории создания куклы Барби есть рисунок куклы в инвалидной коляске. Эта Барби – «друг детей с ограниченными возможностями опорно-двигательной системы». Наверно при желании в русском языке можно найти более короткий эквивалент подобного названия, – главное, чтобы в нем не звучал диагноз-имя, от которого один шаг до диагноза-клички.
В связи с этим хотелось бы вспомнить великолепную сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик», в которой персонаж мальчика с больными ногами был выписан так талантливо, что у читателя не возникает оскорбительного по отношению к инвалидам, людям с ограниченными возможностями, чувства жалости. На фоне девочки, занятой только лишь удовлетворением собственных сиюминутных и взбалмошных желаний, мальчик, оставаясь во всех своих проявлениях ребенком, выглядит достойно и вызывает чувство уважения. То, как написана сказка, – замечательный пример корректного и очень доброго умения научить детей не жалости, но милосердию и взаимопомощи. Она показывает не хороших и плохих детей, а хорошие и плохие поступки, причем последние, как болезни роста, в конечном итоге помогают приобрести детям общее душевное и физическое здоровье.
Особая сила заключена в словах, произносимых врачом. Они могут нести с собой надежду и облегчение от страданий, а могут быть приговором. Как слова священника или судьи, слова врача зачастую проводят в жизни человека невидимую черту между «той» жизнью и «этой». Говорить ли пациенту правду о его диагнозе и перспективах излечения или не говорить? Говорить все или частично? А если говорить, то как? В США, например, закреплена правовая норма, предписывающая докторам предоставлять больному и его родственникам полную информацию о заболевании, методах лечения и возможных последствиях. Законодательство защищает права пациента и облегчает задачу врачу, снимая с него ответственность за неправильное решение в сторону «да» или «нет». Но ни один закон в мире не расскажет доктору о том, каким образом говорить больному о тяжелом заболевании, например, онкологическом. Здесь врач и пациент остаются один на один друг с другом, и все зависит от того, насколько опытным психологом окажется врач, как он угадает личностные особенности пациента, психологическое состояние человека и учтет те черты его характера, которые помогут в борьбе с недугом.
Навыки хорошего психолога и правильно выбранный «тон» беседы помогают врачам и акушерам при оказании помощи роженицам. Ведь бывает так, что женщина теряется или паникует, находится в состоянии, когда не способна адекватно воспринимать указания врача. В таких ситуациях нужные слова и соответствующая интонация помогают роженице не меньше, чем правильные действия медперсонала. Одну надо ласково подбодрить, а другую – отругать и вывести из состояния бездействия. Задача врача зачастую усложняется тем, что одновременно могут проходить разной сложности роды и соответственно складываться разные психологические ситуации, поэтому докторам приходится быстро реагировать не только «медицински», но и «ораторски».
Доверительные отношения, возникающие между пациентом и врачом, помогают излечению от недугов. К сожалению, зачастую люди не прислушиваются к профилактическим, предупредительным советам медиков, а потом, заболев, перекладывают всю ответственность за состояние своего здоровья на медицину. Стоит помнить, что врач и больной являются партнерами в борьбе с болезнью и что выздоровление наступает в результате их совместных усилий. Если вы выбрали определенного врача или по стечению обстоятельств попали в его руки, важно доверять ему. «Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете», – говорится в Библии. Не стоит также скупиться на слова благодарности докторам. Зачастую они тоже нуждаются в поддержке своих подопечных.
Каждый из нас несет ответственность за сказанные другому слова. Добрые слова имеют свойство создавать «защитный оберег» доброжелательности и благополучия вокруг людей. Особенно важно не забывать говорить слова любви своим близким, тем людям, с кем мы живем. Каждое, пусть даже маленькое достижение детей и взрослых, если оно будет замечено и отмечено словом, имеет больше шансов превратиться в крупный успех. Слова поддержки и дружеские рукопожатия, если о них не забывать в повседневной суете, являются по-своему профилактическим средством против многих болезней. А случайно оброненное недоброе, или, как говорили на Руси, «худое» слово, может отозваться чредой самых неприятных последствий. Как говорится в старой тибетской пословице, «Мы никогда не можем быть уверены, что настанет раньше – следующий день или следующая жизнь».
Если язык человека – результат его индивидуального мышления, то язык народа – его «коллективная философия». В данном контексте можно сказать, что здоровье нации в том числе зависит от тех сил и образов, которые будут воплощаться через добрые и злые слова соответственно. С этой точки зрения провозглашение 2007 года Годом русского языка в мире и мероприятия, которые проводились в его рамках, будем надеяться, привлекли внимание к проблемам культуры общения. «Речевая свобода», которую носители русского языка приобрели вследствие изменений страны за последние два десятилетия, – явление положительное. Но тем больше ответственности накладывает она на носителей языка. Наряду с необходимостью определенных мер со стороны соответствующих органов в сфере образования и культуры, постараемся улучшать «экологию языка», не засорять окружающую нас словесную среду. Русский язык, формировавшийся в течение многих веков, в том числе под воздействием православного сознания и мировоззрения, сам подсказывает нам этические нормы общения. Краткая форма молитвы «Спаси, Бог», ставшая в русском языке формой благодарности, дает надежду, что духовное и физическое состояние нас и наших детей будет улучшаться по мере приобретения навыка здорового владения языком и доброжелательного отношения друг к другу.
06.12.2009
Статья предоставлена : Научный центр здоровья детей РАМН, ФГБУ (НИИ Педиатрии, Реабилитационный центр, КДЦ)
Последние комментарии: