Готовы ли мы к появлению малыша: Что такое готовность к родительству?

Книга: Беременность. Консультации акушера-гинеколога и психолога
Авторы: Г. Г. Филиппова, Е. И. Захарова, Е. Ю. Печникова

Итак, все основные проблемы выбора решены, вы уяснили, зачем нужен ребенок вам и зачем вы (родители вместе и каждый по отдельности) — нужны ему. Разумеется, место ребенка во взаимодействии с родителями определено по самому статусу его рождения (и даже раньше). Его «готовность» к тому, чтобы быть ребенком своих родителей, может расцениваться как полная, стопроцентная. А как обстоит дело с «другой стороной»? Готовы ли женщина и мужчина к тому, чтобы стать родителями? На этот вопрос так просто не ответишь. Сначала надо разобраться, что это значит: «готовность к родителъству»?

Само слово «родительство» часто сбивает с толку. Что в нем содержится? Прежде всего, способность роить. Строго говоря, в таком смысле это относится только к женщине. Мужчина не рожает. Он должен выполнить другие функции, которые необходимы для зачатия ребенка. Причем в последние десятилетия эта роль будущего отца может быть выполнена даже без его прямого контакта с будущей матерью (при искусственном оплодотворении).

Однако в понятие «родительство» на самом деле входит очень много другого. Более того, если мужчина и женщина ограничиваются только актом зачатия, вынашивания и рождения ребенка, они не являются в нашем понимании полноценными родителями. А те, кто не участвовал в этих первых трех этапах, но потом воспитывал ребенка, выполняя все остальные родительские функции, вполне заслуживают этого титула. И конечно, все очень хорошо знают, что самое главное как раз и начинается после рождения ребенка. Ведь дальше — целая жизнь, на протяжении которой каждый шаг, каждая ступень, каждое достижение — это результат родительской любви, труда, надежд,
тревог и волнений.

Только в сказках все заканчивается счастливой свадьбой героев (а в нашем случае — родами). А в жизни с этого все только начинается: после свадьбы начинается супружеская жизнь, после родов — жизнь ребенка, жизнь мужчины и женщины как родителей. И если в сказке герои получают награду (счастливую свадьбу) за все свои достоинства, то чаще всего эти достоинства имеют отношение именно к способности «дойти до финиша» (свадьбы), за что и следует награда. А будут ли эти достоинства наших героев полезны
им в совместной жизни после, свадьбы — об этом вообще никто не задумывается. К сожалению, с представлениями о готовности к родительству часто происходит то же самое.

Во время планирования и вынашивания ребенка будущие родители стремятся к «счастливым родам» точно так же, как сказочные герои к свадьбе. Но в отличие от последних, для которых конец сказки означает конец их существования (по воле сказочника), для родителей рождение ребенка только начало длинного пути. Пути, по которому они пойдут со своим ребенком не только как те, кто его родил, но и как те, кто будет любить, растить и воспитывать всю оставшуюся жизнь. Как известно, можно перестать быть ребенком (когда вырастешь), но нельзя перестать быть матерью и отцом.

Важно, чтобы за интуитивным стремлением к появлению ребенка стояло понимание содержания родительской роли, осознание того, что мы на себя берем, становясь родителями. После рождения ребенка женщина и мужчина становятся родителями, то есть занимают социальную позицию, особенности которой закреплены в культуре. Они начинают реализовывать функции, связанные с развитием ребенка, делая это в той или иной мере гармонично и компетентно. Но в то же самое время возможно говорить и об отношении к тому, чем они занимаются. Нередко можно встретиться с негативным отношением или категорическим непринятием родительской роли. Тогда выполнение родительских функций (а они продолжают выполняться в силу необходимости) вызывает раздражение или апатию, с которой родитель безуспешно старается справиться. В некоторых случаях причины такого эмоционального состояния не осознаются, и оно оправдывается усталостью. В других случаях осознание порождает чувство вины, которое только замыкает круг проблем.

Мы видим, что процесс принятия родительской позиции не происходит автоматически в связи с появлением ребенка. Бывает так, что положительное эмоциональное отношение к родительству складывается задолго до рождения ребенка, случается — зарождается только в процессе ухода за ним. Это во многом определяется тем, насколько взрослый человек оказался готовым к тем функциям и особенностям той социальной позиции, с которыми неизменно сталкивается в связи с рождением ребенка. К чему же нужно быть готовым?

Попробуем определить характеристики родительской позиции, связанные с функциями, социально закрепленными за родителями. Мы уже говорили о том, что первой родительской функцией является уход за ребенком. Поскольку человеческое дитя является самым беспомощным существом, оно не может самостоятельно удовлетворить ни одну из своих жизненных потребностей, на родителя возлагаются обязанности, связанные с их удовлетворением. На первых порах речь идет о потребностях физиологических, в чем и состоит собственно уход за новорожденным ребенком, но по мере его взросления все настойчивее требуют удовлетворения познавательная потребность, потребность в общении. В связи с этим у родителей появляется необходимость посвящать достаточно большое количество времени ребенку (вообще по статусу своего рождения ребенок имеет право на время родителей). Совмещение родительских обязанностей с какими-либо иными делами весьма затруднительно в этом периоде, поскольку ребенку необходимо уделять не только время, но и внимание. Отвлечение внимания от ребенка во время ухода за ним делает родителя нечувствительным к его нуждам, неадекватным в реакциях и практически сводит на нет удовлетворение потребности ребенка. Итак, обязательным условием осуществления родительской позиции является забота, качество которой определяется количеством сил, времени и внимания, уделяемых ребенку.

Значительная сложность заключается в том, что, осуществляя уход за ребенком, взрослый человек вынужден подстраиваться под ритм его жизни, что часто вступает в противоречие с возможностью удовлетворения своих собственных потребностей. Таким образом, родитель приобретает зависимость от ребенка — он больше не принадлежит себе. Очевидно, что отношение к зависимости от нужд ребенка, необходимости отдавать ему значительную часть своих сил, времени и внимания может быть очень разным.Следующая родительская функция — это создание необходимых условий для развития ребенка. Поскольку психическое развитие ребенка не является генетически обусловленным процессом и не может представляться как разворачивание заложенной в него программы, у ребенка ничего не появляется само собой (имея в виду присущие человеку психические способности). В связи с этим особое значение приобретает роль взрослого человека как носителя культурного опыта и средства передачи этого опыта посредством обучения и воспитания. В первую очередь реализация этой задачи касается родителей, поскольку они долгое время остаются единственными взрослыми, осуществляющими связь ребенка с окружающим миром.

Функция воспитания и обучения ребенка является неотъемлемой родительской обязанностью. Ее осуществление также во многом определяет особенности родительской позиции, поскольку в целях ее реализации родитель неизбежно берет на себя руководство поведением ребенка, в то же самое время принимая на себя ответственность за него (поскольку поведение ребенка складывается под руководством взрослого).

В отношении ребенка, в силу своей компетентности, родитель непременно становится руководителем. На его стороне выдвижение системы требований, начиная с элементарных правил, касающихся использования окружающих ребенка предметов (посуда, одежда, мебель, домашние животные и растения, произведения искусства), заканчивая нормами человеческого общежития. Родитель также контролирует выполнений этих требований.

В значительной степени на родителе лежит ответственность за своевременность приобретения ребенком тех или иных навыков, особенностей поведения, отношения к окружающим его людям. Особенно велика эта ответственность в ранние годы развития ребенка, поскольку родители являются единственными взрослыми, обеспечивающими его формирование и воспитание.

Встречается очень разное отношение родителей к необходимости выступать руководителем собственного ребенка, брать на себя ответственность за его поведение, успешность становления его психических способностей. Необходимость брать на себя руководство воспитанием малыша часто тяготит родителей. Они поддаются соблазну «пустить дело на самотек», иногда объясняя свою позицию гуманистическим принципом уважения личности ребенка, желанием «оставаться с ребенком друзьями», то есть строить с ним отношения на позиции равенства, или собственными характерологическими особенностями (мягкостью, терпимостью, уступчивостью). Как бы то ни было, негативное отношение к тому, что родительская позиция — это ответственная и руководящая позиция, приводит или к отказу от реализации указанных родительских функций или к существенному их искажению.

Во взаимодействии с ребенком родитель не только руководитель. Важнейшей родительской функцией является эмоциональная поддержка, удовлетворение потребности ребенка в любви и уважении. В близких семейных отношениях малыш получает возможность успокоиться почувствовать свою нужность и значимость, ощутить безусловную ценность своего существования. Эта родительская функция, как ни одна другая, сохраняет свою значимость вне зависимости от возраста человека.

Обеспечение необходимого уровня эмоционального комфорта ребенка становится возможным только в случае, когда родительская позиция является эмоционально близкой и поддерживающей. В отличие от других социальных позиций родительская предполагает высокий уровень положительных эмоций. Известно, что ребенок, не получающий от родителей в достаточной мере позитивных эмоций (любви, симпатии, любования), совершает массу неблаговидных поступков, притягивая к себе хотя бы негативные эмоции. Для него нет ничего хуже безразличия. Достоверно установлен факт отставания в психическом развитии детей, чьи матери были сдержанными в позитивных эмоциональных проявлениях. Несмотря на простоту данного условия, его выполнение может составлять существенную сложность для родителей. Очевидно, что выражать ребенку любовь и симпатию, стараться приблизить его можно только в том случае, если эти чувства действительно присутствуют. Чувство должно быть искренним, так как выражение любви из соображений долженствования едва ли возможно. Находясь с ребенком постоянно, взрослый человек бывает вынужден преодолевать усталость, раздражение, иногда отчаяние, с которыми мы встречаемся в своей взрослой жизни. Важно, чтобы ребенок не имел повода отнести негативные эмоции взрослого на свой счет, не считал себя причиной плохого настроения, не испугался проявлений раздражения и усталости родителя. Поэтому нужно быть готовым к тому, что, занимаясь с ребенком, придется сдерживать свое дурное настроение, уметь переключаться, оставляя все свои заботы за порогом детской.

Позитивное отношение к ребенку, безусловное его принятие являются основой и для осуществления поддержки ребенку. Родительская позиция сочетает в себе требовательность и стремление помочь, вселить веру в свои силы. Хорош не тот родитель, который будет отказываться от своих требований, жалея ребенка, а тот, который, сохраняя требования незыблемыми, выражает готовность помочь, поддержать его. Именно поддержка, а не запугивание обеспечивает успешность развития ребенка, освоение им высот человеческой культуры. Опять-таки, можно говорить о различном отношении взрослого к необходимости осуществления помощи ребенку в его достижениях. Некоторые родители считают, что их функции ограничиваются выдвижением требований и применением санкций, гарантирующих их выполнение. И, поскольку оказание действенной помощи ребенку требует от родителей определенных затрат (сил, времени), такая необходимость может тяготить, раздражать родителей. Некоторые из них, сопереживая ребенку, испытывают удовольствие, проходя вместе с ребенком путь от беспомощности к компетентности. Других раздражает необходимость быть рядом с ним в период освоения простейших (с точки зрения взрослого) умений.

Итак, характеризуя родительскую позицию как социальную, закрепленную в культурных предписаниях и нормах, мы отмечаем следующие ее особенности:

  • забота — удовлетворение потребностей ребенка, обеспечение нормального уровня физического, психологического и социального развития ребенка;
  • зависимость — построение собственной жизни с учетом интересов и потребностей ребенка, его жизненного ритма и эмоционального состояния;
  • ответственность — принятие на себя решений, связанных с организацией жизнедеятельности ребенка; понимание того, что поведение ребенка определяется направленным на него воздействием взрослого;
  • руководство — опережающее воздействие, задающее направление психическому развитию ребенка, постоянный контроль и готовность корректировать;
  • поддержка — обеспечение условий, способствующих оптимальному выполнению социальных норм и требований; помощь в освоении человеческих способов действия, укрепление веры в собственные возможности ребенка;
  • эмоциональное принятие ребенка — утверждение права на индивидуальность ребенка, безусловная любовь и симпатия к нему.

Становясь родителем, взрослый человек встает перед необходимостью принятия данной социальной позиции. Готовность к принятию этой позиции, осознание всех необходимых задач и наличие важных для их выполнения качеств — это и есть готовность к родительству.

Конечно, готовность к родительству — это в первую очередь готовность к воспитанию ребенка после того, как он родится, к тому, чтобы быть ему родителями в течение всей его жизни. Но начинается эта совместная жизнь гораздо раньше самого акта рождения.

Есть определенная, причем неизменная последовательность событий, которая приводит к появлению и ребенка, и родителей. Причем на разных этапах этой последовательности соотношение ролей «природного обеспечения» и самостоятельных усилий самих родителей как сознательных личностей будет неодинаково.

Но всегда будут обе составляющие. Обе стороны этого тандема могут обладать большей или меньшей «готовностью», могут быть «подкорректированы» извне (помощь медицинская, психологическая, педагогическая) и изнутри (с одной стороны, физиологические механизмы беременности, родов, грудного вскармливания существенно помогают формированию родительских чувств и родительской компетентности, а с другой стороны, наши сознательные усилия помогают справиться с неполадками в физиологии). Одно всегда должно быть неизменно: обе составляющие («природное обеспечение» и личность родителей) должны взаимодействовать, а не конфликтовать. Попробуем теперь посмотреть на все этапы появления ребенка и становления родителей с этой точки зрения.

Для того чтобы все состоялось, необходимо:

  • зачатие;
  • вынашивание (беременность);
  • роды;
  • кормление ребенка и уход за ним;
  • воспитание ребенка.

Получилось пять основных этапов общей последовательности. Правда, они не равнозначны, так как последний — воспитание ребенка, являющийся основной функцией родителей и наиболее полноценно выражающий сущность родительства, — это даже не отдельный этап, а то, что входит во все остальные, по крайней мере начиная с беременности. Но в том-то и дело, что после прохождения четырех «предварительных» этапов воспитание остается на всю оставшуюся жизнь.

Другими словами, все, что до этого, — подготовка (зачали, выносили, родили, молоком вскормили и на ножки поставили), после которой начинается та жизнь человека, которую он и считает своей (поскольку об этой «подготовительной» ничего не помнит). Однако хорошая дорога начинается с хорошего порога. Поэтому, не забывая подготовиться к дороге (любви и воспитанию ребенка после его рождения), надо строить и крепкий порог, с которого спускаются наши первые четыре ступеньки: зачатие, беременность, роды, кормление ребенка и уход за ним.

В каждый из перечисленных этапов входит и физиологическая готовность, и психологическая. В чем же они состоят?

Вы можете оставить комментарий:
Ваше имя:
Е-mail (для связи):
Комментарий:
Введите число
с картинки

(защита от спама):
Капча

Последние комментарии: