Он ничего не хочет, только сидит в соцсетях...

Заголовок этой статьи - один из самых частых запросов, с которым родители обращаются к психологу. Это же беспокоит и многих учителей. О мотивации детей и подростков мы сегодня и поговорим.

В нашем мире все подобно друг другу. Психология человека не исключение. Возьмем такой пример. Мы выглядим не бесформенной биомассой только потому, что у нас есть скелет. Благодаря скелету, мы имеем ту форму тела, рельеф лица, которые имеем, простите за каламбур.

Со временем некоторые части нашего скелета могут меняться, как, например, руки. Ладошки ребенка, согласитесь, отличаются, от рук взрослого. Также, как и руки взрослых людей, занимающихся разной деятельностью отличаются друг от друга. Помните, в “Место встречи изменить нельзя”: “Какой он шофер, ты на руки его посмотри”. “Да я до войны в ресторане играл”. 

Также и психологический портрет любого человека основывается на прочном каркасе. Но каркас этот не монолит - это переплетающиеся и пересекающиеся, идущие параллельно, возникающие и исчезающие линии. Они называются мотивационными линиями. В науке есть понятия «направленность личности», «доминирующие мотивы».

Чтобы узнать, кто перед нами, мы должны посмотреть человеку в лицо. Чтобы понять, что ему нужно, почему он делает то или другое (или не делает), нужно внутренним зрением распознать его мотивы.

Несмотря на то, что сами мотивы нельзя потрогать руками, как локоть или коленку, образования эти весьма крепкие. Нами движут мотивы как сильные (доминирующие), так и слабые, которые уступают в определенных ситуациях свое место другим, более сильным. Например, сейчас мне хочется выпить чаю и посмотреть 8 сезон “Игры престолов”, но желание поделиться с вами интересным исследованием сильнее, и я пишу. Так проявляется иерархия мотивов.

Все это вступление было к тому, чтобы как раз рассказать вам об исследовании, проведенном в МГППУ и описанном профессором, кандидатом психологических наук Кулагиной Ириной Юрьевной. Надеюсь, оно поможет нам всем найти некоторые ответы на свои вопросы.

В 2009-2012 гг. было проведено исследование, в котором приняли участие 403 ребенка и подростка в возрасте 9-17 лет. Исследование проводилось на базе нескольких общеобразовательных школ, двух детских домов, гимназии, где учатся одаренные дети, а также одной больницы, куда доставляют с улиц детей-беспризорников.

Но сначала немного пояснений, а то вы ничего не поймете.

Ребенок, получая среднее образование, проживает три возрастных периода: младший школьный, младший подростковый и старший подростковый возраст. На каждом из этих этапов мир открывается ему с новой стороны и подвигает ребенка к изменению своего отношения. На каждом этапе, активируется своя ведущая деятельность. Поэтому можно предположить, что на протяжении этих трех возрастных этапов мотивация детей меняется: сначала важно одно, потом другое.

Во всем множестве механизмов, которые мы называем мотивацией, исследователи выделили те, что заставляют нас двигаться, те, что ориентированы на достижения цели и обращены в будущее. В науке они называются нанадситуативными.

Мотивы эти звучат, когда дитя, с ненавистью глядя в учебник, восклицает: “Зачем мне это нужно?! Как мне это пригодится в жизни?!”, и на завтра в школе не слушает урок, а ловит муху или серфит инстаграм. Или в поведении чада, когда мы сорванным голосом твердим “делай домашку”. Потому что-мультики-то вот они, а по домашке отчитываться в будущем, завтра. Всем этим управляет мотивация на надситуативном уровне.

Так вот, исследователи выделили 3 самых важных мотива на надситуативном уровне:

  • духовно-нравственные
  • эгоцентрические
  • гедонистические мотивы

Начнем с последнего. Гедонические мотивы подчинены удовольствиям. В детстве и отрочестве — это, прежде всего, стремление к развлечениям. Школьники, для которых удовольствия —  главная ценность, стремятся избежать ответственности или напряжения в деятельности, уйти от проблем, сохранить эмоциональный комфорт вопреки реальности и т.п. Даже запах съестного, мелькнувшая яркая картинка, громкий звук музыки, привлекающий вид прохожего способны переключить внимание такого ребенка от достижения цели, будь то выполнение домашнего задания или необходимость убрать в комнате.

Этим механизмом природа одарила нас, чтобы человек не свихнулся в череде жизненных трудностей, мог отвлечься и передохнуть, порадоваться. Проблема наступает, когда гедоническая мотивация становится ведущей. 

Эгоцентрическая мотивация связана со стремлением к самоутверждению, личным достижениям и постановкой целей. В младшем школьном и подростковом возрасте эта мотивация заставляет ребенка стремиться к получению высоких оценок, к поддержанию статуса отличника, к обладанию определенными вещами, к завоеванию авторитета у сверстников различными путями — благодаря достижениям в неучебных видах деятельности, высокому статусу и материальному положению родителей, престижному кругу знакомств вне школы и т. д

Этот вид мотивации дан нам природой, чтобы подтолкнуть к социализации, взаимодействию с людьми. Однако, когда этот мотив доминирует, то не способствует личностному росту. Б.С. Братусь в своей работе пишет, что «эгоцентрический уровень … обусловлен преимущественным стремлением лишь к собственному удобству, выгоде, престижу. Отношение к себе здесь — как к единице, самоценности, а отношение к другим — сугубо потребительское, лишь в зависимости от того, помогает ли другой моему успеху или нет».

В соединении со здоровой иерархией ценностей, этот мотив позволяет нам не забывать о своих интересах. В случае доминирования, мы видим перед собой циничного эгоиста, мало способного к эмпатии.

Духовно-нравственные мотивы выходят за рамки собственных узколичных интересов и отражают «открытость» человека миру. Маслоу поместил эти мотивы на верх своей пирамиды: духовно-нравственные мотивы обращены к потребности в любви, истинном уважении, принадлежности к группе, активируют познавательную и эстетическую потребности, потребность в самореализации.

У школьников эта мотивация проявляется в глубоких интересах, увлеченности делом, привязанности к близким людям, домашним животным, к родным местам и т. д. Такая мотивация не подчиняется и принципу удовольствия. Здесь удовольствие не самоцель, а скорее, побочный эффект. Да и само удовольствие и состояние счастья не вызываются стимулами, как у гедонистов, а возникает спонтанно. Стоит ли говорить, что этот механизм помогает нам, получая собственное удовольствие, приносить блага и обществу.

Теперь об исследовании.

Все эти виды мотивации и определяют, по мнению исследователей, основной вектор поведения младшего школьника или подростка в различных (но не во всех) ситуациях.

В младшем школьном возрасте преобладает духовно-нравственная мотивация. По сравнению с ним два других — гедонистическая и эгоцентрическая — выражены слабо. Это означает, что дети нацелены на взаимодействие, которое приносит не только удовольствие, но и познание. Ребенок еще довольно послушен, он прислушивается к взрослым и впитывает транслируемые ему взрослыми ценности.

В младшем подростковом возрасте (10-12 лет) наблюдается развитие гедонистической и эгоцентрической мотивации, причем в определенной мере в ущерб духовно-нравственной. Ребеночек ничего нужного и полезного, на наш взгляд, делать не хочет, требует модные штуки, залипает в соцсетях, становится грубым и нечутким. Конечно, ведь сейчас для него на первое место выходит понимание себя, своего места среди людей, познание тех ценностей, которые движут миром. Сейчас его собственные ценности, продолжая формироваться, подвергаются большим испытаниям.

Другой вариант проявления: ребенок зубрит, как маньяк, 4 вместо 5 - повод для нервного срыва. И что же делать нам? Нам остается только понимать, что все эти проявления - возрастные и постараться не разрушить отношения с ребенком и его психику своими страхами и переживаниями. Наверное, тут главное помнить, что он еще ребенок, а мы все-таки уже взрослые, и вести себя соответственно.

В старшем подростковом возрасте происходит развитие всех видов мотивации. И больших проблем не случится, если до этого не было допущено несколько существенных ошибок в отношении ребенка. На этом этапе выводов представленного исследования, нужно остановиться немного подробнее.

Как “подстелить соломки” можно понять, если увидеть результаты исследования среди детей из детских домов и беспризорных.

Наиболее выраженной у социальных сирот — воспитанников детского дома является гедонистическая мотивация, в несколько меньшей степени представлена эгоцентрическая мотивация, духовно-нравственная мотивация развита слабо.

В переводе: у большинства детей-воспитанников детских домов на первое место выходит стремление к развлечениям и удовольствиям, которые в зрелом возрасте реализуются к в тяге к наркотикам, алкоголю, беспорядочным связям, а также к самоутверждению, в соответствии с ценностями конкретного человека. Но познавательная активность снижена, также, как и привязанность к близким людям, домашним животным, к родным местам и тд. В большинстве своем (не всем) им трудно переориентироваться на открытость к миру, искать и находить увлечение, которое будет приносить пользу и удовольствие не только самому человеку, но и окружающим.

Осознавать это больно, ведь речь о живых людях, попавших в такие условия воспитания невинно, и конечно, повторю, относится не ко всем, но к большинству выпускников детских домов.

Так что же это за ключевые “условия воспитания”, которые привели к такому?

В научных исследованиях предыдущих лет, которое вполне согласуется с тем, что мы сейчас рассматриваем, отмечается, что «…отсутствие постоянной заботящейся значимой фигуры, безусловного принятия, необходимость постоянно приспосабливаться и заслуживать хорошее отношение приводят к снижению активного отношения к жизни». Пассивное отношение к жизни проявляется у таких подростков, в частности, в моральном иждивенчестве — привычке жить по указке и материальном иждивенчестве — психологии потребительства, уверенности в том, что общество должно их обеспечивать.

Я могу понять тех, кто сейчас воскликнет: “Что же теперь, позволить ребенку валяться, ничего не делать? Принимать все его закидоны? Не требовать хорошей учебы?”

Конечно нет. Мы достаточно зрелы и разумны, чтобы понять, как вредны крайности во всех своих проявлениях. Упертая холодная требовательность также вредна как вседозволенность. Строгий контроль также губителен, как отстраненное невнимание.

Наверное, все дело в балансе. Требуя, не забывать и о ласковом слове, душевном контакте. Поощряя за достижения, не забывать и о “бесплатной” любви - любви к ребенку просто так, только потому, что он есть.

И конечно, не обманываться - даже если ваше чадо выглядит взрослым, оно еще не взрослый. Это еще ребенок, который проходит довольно мучительный, в известном смысле, этап взросления. И ему нужны наша помощь, подсказки, поддержка, опыт, великодушие, если хотите.

Ну и напоследок несколько слов об одаренных детях. Становление их мотивации также имеет свои особенности. В благоприятных условиях обучения все виды доминирующей мотивации являются более выраженными, чем у их сверстников с нормативными показателями интеллекта. Но при преобладающей духовно-нравственной мотивации и развитой эгоцентрической мотивации, связанной с личными достижениями и постановкой индивидуальных целей, приобретает большую значимость гедонистическая мотивация.

Это означает, что одаренным детям нужна особая помощь в том, чтобы научиться управлять своими сиюминутными порывами. Еще их надо учить заботиться о себе, отдыхать, находить баланс (здоровый баланс) между своими целями и интересами окружающих.

Совершенно очевидно результаты исследования показывают, что все мотивы - и духовно-нравственный, и эгоцентрический, и гедонистический - это очень здоровые структуры. Каждый из них нужно поддерживать у ребенка. Но нельзя забывать и о важном нюансе: мотивация не существует сама по себе. Она тесно связана с ценностями человека. Но мы поговорим об этом в другой раз.

Полный текст исследования можно прочитать тут: Кулагина И.Ю. Доминирующая мотивация школьников: возрастные тенденции и условия развития // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 3. С. 100—109. doi: 10.17759/chp.2015110309

Автор статьи:

Наталья Здерёва - педагог-психолог, специалист по развитию памяти и внимания у детей. Автор развивающих книг и пособий. Автор развивающей игры-пазлов “Развиваем креативное мышление”. Ведущая Лектория для родителей издательства Робинс 

Читайте также Наши дети: что у них в голове?

Вы можете оставить комментарий:
Ваше имя:
Е-mail (для связи):
Комментарий:
Введите число
с картинки

(защита от спама):
Капча

Последние комментарии: