Книга: Беременность. Консультации акушера-гинеколога и психолога
Авторы: Г. Г. Филиппова, Е. И. Захарова, Е. Ю. Печникова
Удовлетворение потребностей ребенка не единственная родительская обязанность. Появившийся на свет малыш только внешним видом похож на человека. По сути же у него еще нет тех качеств, которые принято называть человеческими. Он не умеет ходить, как человек, разговаривать, пользоваться посудой, одеждой, он не умеет наслаждаться музыкой, получать удовольствие от книги, ценить красоту художественного полотна. Важная особенность развития человеческого ребенка (в отличие от детеныша животного) в том, что все эти умения не приходят сами собой. У маленького котенка, щенка по мере взросления появляются качества и умения, присущие взрослому животному. Причем происходит это даже в том случае, если малыш растет вдали от представителей своего вида. Такого не может произойти с человеческим ребенком. Он не становится человеком сам по себе, по мере взросления. Все человеческие качества появляются у него только в результате обучения и воспитания, то есть при помощи взрослого.
Процесс становления человека очень многогранен. Он включает в себя несколько линий совершенствования, между которыми практически невозможно расставить приоритеты.
Во-первых, для того чтобы стать человеком, надо научиться сидеть, стоять, ходить, бегать. Ни одну из этих способностей ребенок не осваивает без помощи взрослого. Именно инициатива родителей присаживание, поддерживание, побуждающее ребенка стоять, ходить, позволяет малышу освоить человеческие способы передвижения.
Если этого не делать, ребенок даже не сможет научиться самостоятельно ползать на четвереньках, что является свидетельством отсутствия у него генетически передаваемого видового опыта. Особенно показательным в этом отношении является совершенствование возможностей руки. Хотя ручка ребенка имеет анатомическое строение, тождественное строению руки взрослого, он долгое время не может полностью использовать ее потенциальные возможности. Он должен еще научиться захватывать предметы, удерживать их с помощью пальцев, согласовывать движение обеих рук. Все это осваивается только при помощи взрослого. Если он не будет буквально вкладывать предметы в ручку ребенка, показывать, как можно нанизать колечко на стержень, вложить один стаканчик в другой, помогать держать в руке ложку, карандаш, рука никогда не станет таким координированным, умелым и ловким органом, каким она является у взрослого человека.
Во-вторых, как только ребенок научится передвигаться и владеть рукой, он начинает активно осваивать окружающий мир. Предметы, которые его окружают, — мебель, посуда, одежда, бытовая техника, — являются предметами культуры и отличаются от природных (почвы, камней, растений) тем, что имеют специфический способ использования. Ложка, к примеру, существует для того, чтобы с ее помощью класть в рот пищу (а не для того, чтобы стучать по кастрюле), тапочки — чтобы надевать на ноги (а не наливать в них воду), панамка — чтобы надевать ее на голову (а не вытирать ею мебель или насыпать в нее песок). Однако внешний вид предметов никак, не раскрывает их сущности. Невозможно понять, для чего он служит и как его использовать. Открыть это для ребенка должен взрослый человек, и в первую очередь, родитель. Он первый объясняет малышу, что «это стул — на нем сидят, это стол — за ним едят, это кроватка — на ней спят, это мяч — им можно играть». Важнейшая роль родителя в становлении маленького человека — помощь в освоении предметов человеческой культуры.
Третья линия становления человека — овладение человеческими способами выражения своих чувств и переживаний. Жизнь человека связана с другими людьми. Все, что он делает, согласовывается с другими, и поэтому очень важным является способность к, взаимопониманию. От рождения малыш не только не умеет понимать других людей, но и не владеет способами выражения своего состояния. Всему этому ему предстоит научиться опять-таки при помощи взрослого. Эмоциональные проявления ребенка строятся на основе его природных физиологических возможностей. К примеру, малыш от природы умеет выражать неудовольствие плачем. Но уже через несколько недель он будет плакать по-разному в том случае, если ему больно, и в том случае, если ему стало скучно лежать одному и хочется, чтобы его взяли на руки. Способ же выражения удовольствия появляется только при помощи взрослого. Первая улыбка ребенка появляется в ответ на улыбку родителей. Наблюдая за эмоциональными проявлениями близких людей, малыш быстро учится понимать их состояние.
Еще не понимая человеческой речи, ребенок безошибочно узнает, когда мама сердита, испугана, нервничает, а когда довольна, спокойна, радуется. Если спектр эмоциональных проявлений матери ограничен, ребенок лишается средств их освоения — он не может овладеть тем, чего не наблюдает в своем личном опыте. Сложно приходится ребенку, если ухаживающий за ним взрослый безразличен, безучастен. Еще труднее, если преобладающее эмоциональное выражение, которое он может наблюдать, — выражение печали.
Иногда сдержанность матери бывает вызвана тяжелыми переживаниями, выпавшими на ее долю в первые годы родительства, но бывает, что мать специально сдерживает свои эмоции, предполагая, что в деле воспитания ребенка должна быть достаточно серьезной, уметь владеть собой. Такое ограничение ведет к обеднению эмоционального опыта ребенка. Чтобы научиться радоваться и горевать как человек, он должен видеть вокруг себя все проявления человеческих эмоций.
Эмоциональные проявления — это только один путь человеческого взаимодействия. Ребенку предстоит освоить и более содержательное средство общения — человеческую речь. Малыш слышит речь с самого рождения, но должно пройти несколько месяцев, прежде чем он научится сначала понимать ее, а потом говорить сам. Успешность этого процесса, так же как и в предыдущих случаях, зависит от взрослого человека — родителя. Ему может казаться, что, пока малыш не понимает слов, нет необходимости с ним разговаривать. Но, не слыша человеческой речи (или слыша ее редко), ребенок не может разобраться в ее содержании. Никто специально не учит его разговаривать, мы только разговариваем сами и поправляем малыша в том случае, если он произносит что-то неверно. Остается только удивляться уникальным возможностям маленького ребенка. За три года жизни он усваивает грамматический строй речи родного языка. Но возможности его не безграничны. Если он не будет слышать обращенной к нему речи, или это будет происходить недостаточно часто, овладение человеческой речью станет для него невыполнимой задачей. Поэтому и речевое развитие ребенка всецело зависит от участия родителя.
Освоив способы передвижения и общения, ребенок устремляется к взаимодействию с окружающими его людьми. Жизнь человека — жизнь в обществе, и становление человека невозможно без освоения им способов общежития. На протяжении многовековой истории человечество вырабатывало правила взаимодействия людей друг с другом. Правила эти закреплены в культуре человеческого поведения и осваиваются в процессе семейного воспитания. С ранних лет родители учат ребенка правилам хорошего тона. Их ребенок осваивает, сначала подражая своим родителям — здоровается, благодарит, моет руки перед едой, так же как это делают они.
Кроме того, родители останавливают ребенка, пресекая те формы поведения, которые направлены против других людей. Грубость, бестактность и даже жестокость ребенка могут появиться из непонимания им существа человеческих отношений. Он не понимает, чем может обидеть другого, какой вред наносят его действия. Остановить, объяснить последствия поступков малыша — задача его родителей.
От того, насколько ребенок усвоит правила человеческого общежития, насколько они станут его внутренним законом отношения к людям, зависит, как сложится его жизнь в обществе. От уровня воспитанной в семье культуры общения во многом зависит успешность человека как в семейной, так и в профессиональной сфере.
Поэтому дело воспитания ребенка нельзя откладывать «на потом», ссылаясь на его несмышленость.
Действительно, многого еще невозможно объяснить маленькому ребенку, однако с первых дней его жизни мы можем воспитывать его собственным примером и пресечением недопустимых форм поведения.
Еще одна линия развития — становление мужчины, женщины. Казалось бы, над этим вопросом уже поработала природа. Человек рождается на свет мальчиком или девочкой. Однако жизнь показывает, что предопределенность в отношении физического облика и физиологии не означает еще полной предопределенности. Быть мужчиной или женщиной — это значит вести себя как мужчина или женщина, а эта способность приобретается в результате усвоения закрепленных в культуре форм поведения, носителями которых для ребенка являются в первую очередь его родители. Наблюдая за ними, малыш обнаруживает не только разные черты характера, но и связанные с полом особенности распределения ролей.
Мама, к примеру, чаще занята хозяйством, ответственные решения, касающиеся всей семьи, лежат на папе. Мама нуждается в защите, папа выполняет физически тяжелую работу. Мама открыто проявляет свои чувства, папа более сдержан в их проявлении. Маме можно доверить свои переживания (она лучше разберется в них), папа даст дельный совет в отношении современной техники.
Распределение ролей в каждой семье происходит по-разному, но родители всегда становятся образцом для своего ребенка. Малыш страстно желает быть похожим на них. Мальчик невольно подражает поведению отца, а девочка ведет себя, как мама.
Если отец груб, невнимателен к матери, сын связывает эти особенности поведения с образом мужчины и может начать вести себя так же, считая, что демонстрирует мужское поведение. Если мать неряшлива или привыкла реагировать криком на малейшее возражение, дочь невольно перенимает ее черты, считая такое поведение присущим женщинам вообще.
Родители должны ощущать ответственность за формирование у детей особенностей поведения, связанных с половой принадлежностью. Никакие слова, рассказы не будут в этом отношении столь действенными, как собственный пример. Отец может сколько угодно говорить сыну о том, что мужчина должен быть решительным и сильным, но при этом если он сам не способен защитить слабого в реальной жизненной ситуации, то все его слова не будут приняты всерьез. Ребенок больше доверяет действиям, чем словам. Он невольно копирует их, превращая в собственные личностные особенности.
Кроме того, что родители служат для своих детей примерами мужественности и женственности, они обеспечивают им возможность освоить соответствующие роли, которые не могут сформироваться одна без другой. Проявлять мужские качества можно только по отношению к женщине, а женские — по отношению к мужчине. Родители оказываются первыми женщиной и мужчиной для ребенка, поэтому впервые стремление помочь, защитить мальчик испытывает в отношении матери, бабушки. Отцу дается счастье быть первым мужчиной, для которого дочь захочет быть красивой, заботливой хозяйкой. Родители не должны пропускать моменты, когда ребенок стремится реализовать качества, связанные с их половой принадлежностью.
Хороший отец — идеал для своей дочери и пример для сына. Детям, выросшим без отца, труднее дается освоение не только мужских, но и женских ролей, соответствующего стиля поведения.
Разделение материнской и отцовской ролей обусловлено двояко: с одной стороны, оно связано с биологическими особенностями мужчины и женщины, их природным распределением ролей, связанным с детородной функцией. С другой стороны, можно говорить о социальной обусловленности материнства и отцовства, связанной с принятым в данной культуре разделением обязанностей. Мы видим, что роль отца различается в разных культурах. Могут варьироваться степень включенности в процесс воспитания ребенка, интенсивность эмоционального взаимодействия с ребенком, авторитарность позиции и т. д. Однако общая тенденция развития заключается в ослаблении поляризации половых ролей и связанных с ними социокультурных стереотипов.
Социальные роли мужчины и женщины перестают быть полярными, взаимоисключающими, открываются возможности разнообразных индивидуальных сочетаний, в том числе и в плане родительских функций. Но какие бы социальные процессы ни разворачивались, ребенку всегда будут нужны и отец и мать имен но в связи с различием их полов, эмоциональным своеобразием мужчины и женщины, которые взаимно дополняют друг друга, как две половины, образующие единое целое но в связи с различием их полов, эмоциональным своеобразие мужчины и женщины, которые взаимно дополняют друг друга, как две половины, образующие единое целое. Не забывая о том, что оба родителя участвуют в воспитании и развитии ребенка, попробуем обозначить специфические сферы их влияния.
17.07.2012
Последние комментарии: