Рассказывает участник Великой Отечественной войны Марк Павлович Иванихин, председатель Совета Ветеранов войны и труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов Восточного административного округа:
Марк Павлович вспоминает день начала войны:
- День начала войны – это день, когда наша жизнь переломилась пополам. Было хорошее, светлое воскресенье, и вдруг объявили о войне, о первых бомбежках. Все поняли, что придется очень многое выдержать, 280 дивизий пошли на нашу страну. У меня семья военная, отец был подполковником. За ним сразу пришла машина, он взял свой «тревожный» чемодан (это чемодан, в котором всегда на готове было все необходимое), и мы вместе поехали в училище, я как курсант, а отец как преподаватель.
Сразу все изменилось, всем стало понятно, что эта война будет надолго. Тревожные новости погрузили в другую жизнь, говорили о том, что немцы постоянно продвигались вперед. Этот день был ясный, солнечный, а под вечер уже началась мобилизация. Такими остались мои воспоминания, мальчишки 18 лет. Отцу было 43, он работал старшим преподавателем в первом Московском артиллерийском училище имени Красина, где учился и я. Это было первое училище, которое выпустило в войну офицеров, воевавших на «катюшах» я всю войну воевал на «Катюшах». Ведь можно подумать, что молодые неопытные ребята шли под пули, на верную смерть.
Мы все-таки многое умели. Ещё в школе нам всем нужно было сдавать норматив на значок ГТО (готов к труду и обороне). Тренировались почти как в армии: нужно было пробежать, проползти, проплыть, а также учили перевязывать раны, накладывать шины при переломах и так далее. Хоть война и была внезапной, мы немного были готовы защищать Родину.
Я воевал на фронте с 6 октября 1941 по апрель 1945. Участвовал в сражениях за Сталинград, на Курской Дуге, и от Курской Дуги через Украину и Польшу дошел до Берлина. Война – это ужасное испытание. Это постоянная смерть, которая рядом с тобой и угрожает тебе. У ног рвутся снаряды, на тебя идут вражеские танки, сверху к тебе прицеливаются стаи немецких самолетов, артиллерия стреляет. Кажется, что земля превращается в маленькое место, где тебе некуда деться.
Я был командиром, у меня находилось 60 человек в подчинении. За всех этих людей надо отвечать, несмотря на самолеты и танки, которые ищут твоей смерти, нужно держать и себя в руках, и держать в руках солдат, сержантов и офицеров. Это выполнить сложно.
Ещё помню, зашли в отвоёванную деревню, увидели церковь, а в ней немцы устроили конюшню. У меня солдаты были из в разных городов Советского Союза, даже из Сибири, у многих погибли отцы на войне. И эти ребята говорили: «Дойдем до Германии, семьи фрицев перебьем и дома их сожжем». И вот вошли мы в первый немецкий город, бойцы ворвались в дом немецкого летчика, увидели фрау и четверо маленьких детей. Вы думаете, кто-то их тронул? Никто из солдат ничего плохого им не сделал. Русский человек отходчив.
Все немецкие города, которые мы проходили, остались целы, за исключением Берлина, в котором было сильное сопротивление.
У меня 4 ордена: орден Александра Невского, который получил за Берлин; орден Отечественной войныI степени, два ордена Отечественной войны II степени. Также медаль «за боевые заслуги», медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг», «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За освобождение Варшавы» и «За взятие Берлина». Это основные медали, а всего их порядка пятидесяти.
Все мы, пережившие военные годы, хотим одного – мира. И чтобы ценен был тот народ, который одержал Победу.
Осипенкова Ксения,11 лет, 4 класс Е МБОУ СОШ № 29 г. Смоленска
24.05.2014
Последние комментарии: