Художник Николай Мещерин (1864–1916) был одним из верных последователей философии французского импрессионизма и одним из тех мастеров, которые пытались привнести импрессионистические приемы в русскую живопись рубежа XIX–XX веков.
На выставке собрано более 100 экспонатов (92 полотна и 25 фоторабот) из 15 государственных и частных музеев и 5 крупных собраний российских коллекционеров.
Имя Николая Мещерина, как и имена многих других художников, открывших для русской живописи импрессионистические приемы, было смыто революцией и гражданской войной. Выставка
Для широкой публики «Выход из суеты» будет новым знакомством с легкими, нежными, воздушными подмосковными пейзажами, написанными в стилистике импрессионизма – направления, которому удалось постичь природу света и цвета и совершить революцию в живописи.
К выставке «Николай Мещерин. Выход из суеты» Музей русского импрессионизма подготовил получасовой саундпроменад. Это музыкальная экскурсия по экспозиции, которую проведет для каждого зрителя сам художник. В аудиоспектакле оживвают сюжеты картин, звучат самые яркие и интересные подробности жизни Николая Мещерина и обитателей усадьбы Дугино. Главных героев – самого Мещерина, его жену и друга Игоря Грабаря озвучили известные актеры.
В экспозиции реализована и инклюзивная программа. Тексты экспликации и нескольких тематических блоков можно услышать из специальных колонок, встав на определенный значок на полу. Также для незрячих установлен тактильный макет мастерской Николая Мещерина, воссозданный по одной из сохранившихся фотографий. В мобильном приложении работает аудиогид более чем к 20 картинам. А в скором времени появятся традиционные видеогиды на жестовом языке и гид с тифлокомментариями.
К выставке «Выход из суеты» Музей русского импрессионизма, не изменяя своей основной миссии, собрал картины из частных коллекций и государственных собраний по всей России. Тематические блоки, на которые разбита экспозиция, позволят совершить путешествие во времени через смену сезонов – зиму, весну, лето и осень в усадьбе Дугино и ее окрестностях.
В проекте вместе с Государственной Третьяковской галереей приняли участие: Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), московские ГМИИ им. А.С. Пушкина, Музей Москвы, Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля, Музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки, Институт русского реалистического искусства, подмосковный Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево», Астраханская государственная картинная галерея имени П.М. Догадина, Вологодская областная картинная галерея, Вольский краеведческий музей, Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Государственный музей Палехского искусства (Ивановская область), Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки, Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко, Пермская государственная художественная галерея
Выставка открыта до 19 мая 2019 года. Ждем вас в гости!
Музей русского импрессионизма
Основную экспозицию составляют картины из коллекции основателя музея Бориса Минца: работы выдающихся российских художников Константина Коровина и Валентина Серова, Станислава Жуковского и Игоря Грабаря, Константина Юона и Бориса Кустодиева, Петра Кончаловского и Александра Герасимова. Своей миссией музей считает популяризацию русского искусства в целом, и его импрессионистической составляющей в частности, как в России, так и за рубежом. Музей заслужил уважение международного музейного сообщества и является членом Международного совета музеев ICOM.
Более тысячи квадратных метров выставочных площадей, мультимедийный зал, образовательная интерактивная зона, учебная студия, кафе, магазин с книжной и сувенирной продукцией — новый музей является культурным пространством, объединяющим выставочную работу с научной, издательской и просветительской деятельностью.
Предприниматель и меценат Николай Мещерин поздно взялся за кисть, но даже не окончив художественной академии, смог заслужить уважение коллег и собрать в своем родовом гнезде подмосковной усадьбе Дугино талантливых единомышленников: Игоря Грабаря, Исаака Левитана, Алексея Степанова, Василия Переплетчикова и других. Впервые публика увидит картины и фотографии конца XIX века авторства Николая Мещерина из личного собрания реставратора Николая Гагмана, которые были переданы в Третьяковскую галерею более десяти лет назад (в 2007 году) и до этого момента хранились в запасниках.
Москва, 1897 год. Предприниматель Сергей Щукин начинает покупать для своей коллекции работы французских импрессионистов. В ближайшие шесть лет он будет завсегдатаем парижского Салона Национального общества изящных искусств, выставок импрессионистов, ателье художников и торговцев антиквариатом. Щукин приобретет картины Камиля Писсарро, Клода Моне, Огюста Ренуара, Эдгара Дега, затем увлечется постимпрессионистами и откроет свой дом для посещения публики.
В этот же 1897 год другой московский предприниматель, сын основателя Даниловской мануфактуры Николай Мещерин выбирает иной путь все в той же попытке – постичь новое искусство, способное запечатлеть мгновение во всей его прелести и красоте: прозрачность воздуха, неуловимость света и передать белый цвет без белой краски... В 33 года Мещерин оставляет успешный семейный бизнес и уезжает подальше от московской суеты – в тихую усадьбу Дугино, где сам берется за кисть и посвящает закатные и предрассветные часы работе на пленэре с мольбертом.
В 1890-х годах Клод Моне пишет серию из 30 картин, на каждой изображен Руанский собор, но в разное время суток. Мастер стремится поймать ускользающий свет, показать его изменяющуюся природу и чрезвычайную тонкость, продемонстрировать, что не только предмет, но и эффекты влияют на наше восприятие и настроение картины. Художественные опыты Моне с природой цвета находят свое отражение и в знаменитом цикле «Кувшинки», изображавшем цветник сада в Живерни.
Практически теми же самыми опытами – поиском света и цвета – увлечен несколько лет спустя в имении Дугино Николай Мещерин. Художник ведет дневник, где делает записи своих наблюдений в разное время суток. Он пишет серии этюдов на закате и рассвете. Только из-под его кисти выходят уже подмосковные рощи, леса и поля, наполненные скромным очарованием русской провинции.
Этюды, впервые собранные вместе, представлены на выставке «Николай Мещерин. Выход из суеты» в Музее русского импрессионизма отдельным смысловым блоком. А сохранившаяся часть его художественного дневника-альбома с расшифрованными специалистами Третьяковской галереи записями, результатами наблюдений и экспериментов попала в каталог выставки. Эти записи обязательно заинтересует экспертов и, возможно, станут основанием для новых художественных открытий.
В 1890-х годах импрессионист Эдгар Дега свое увлечение фотографией сочетает с живописью. Фотография становится важным этапом в поиске более свежей и необычной композиции для его полотен. Неслучайно многие работы французского художника создают впечатление мгновенного снимка.
Богатый наследник Николай Мещерин тоже мог позволить себе во многом еще диковинное для России увлечение – любительскую фотографию. До сегодняшнего дня дошло 48 подлинных отпечатков. Снимки были сделаны художником в Дугине и окрестностях усадьбы в 1886-1887 годах. Изображения пейзажей, сцен охоты, групповых портретов родных и близких Мещерина были переданы Государственной Третьяковской галерее и до сих пор не выставлялись в полном объеме. Уже сейчас искусствоведы выделяют особенно удачные пейзажные съемки на реке Пахре, сюжетные фото.
Точно так же, как и в картинах, в фотографиях Николая Мещерина читается тонкое понимание русской природы, а мастерство композиции выдает «грамотный глаз» художника. На выставке в Музее русского импрессионизма у зрителя появится возможность сопоставить живописные и графические работы с фотоснимками конца XIX века и убедиться в таланте Мещерина-фотографа.
Усадьбе Дугино с ее особой атмосферой и традиционным бытом вдали от городской суеты посвящен отдельный раздел выставки. Дом, где Мещерин принимал гостей – известных художников того времени Исаака Левитана, Игоря Грабаря, Алексея Степанова, Василия Переплетчикова, Алексея Корина, Мануила Аладжалова – сегодня практически утратил исторические черты. В советские годы он подвергся серьезной перестройке.
А в начале XX века усадьба представляла собой двухэтажный дом, окруженный парком, с многочисленными хозяйственными постройками: конюшней, ригой, амбаром, теплицей и сараями. Хлебосольный хозяин Николай Мещерин развлекал гостей первыми патефонными пластинками и требовал, чтобы самовар никогда не остывал на столе, а каждый его гость жил в доме и творил в собственной мастерской. К услугам художников был и кучер, готовый в любое время везти на пленэр.
В Дугине в общей сложности около 10 лет прожил Игорь Грабарь. Во многом благодаря его мемуарам сегодня можно составить представление о жизни и творчестве Николая Мещерина, усадебном быте. Работы Грабаря, как и работы гостей-художников Дугина, висят на выставке рядом с картинами и этюдами Мещерина.
28.02.2019
Последние комментарии: