С 25 ноября 2016 по 23 января 2017 в галерее JART пройдёт выставка «Штрихи к авангарду». Концептуальная основа этого проекта – мультижанровость, многообразие идей и форм воплощения в работах художников русского авангарда. Проект объединяет произведения музейного значения, которые хранятся в частных собраниях – многие из них до сих пор практически не были известны широкой аудитории.
Основной блок экспозиции включает живопись и графику художников – представителей «русского авангарда». Их имена широко известны, они являются гордостью отечественного искусства. Натан Альтман, Юрий Анненков, Александр Бенуа, Наталья Гончарова, Борис Григорьев, Александр Дейнека, Александр Древин, Михаил Кикоин, Михаил Ларионов, Владимир Лебедев, Кузьма Петров-Водкин, Зинаида Серебрякова, Сергей Судейкин, Надежда Удальцова, Роберт Фальк, Марк Шагал, Александра Экстер. Каждое полотно или графический лист этих мастеров является важным и ценным элементом истории искусств.
Ни одно собрание картин не в состоянии представить эпоху русского авангарда в исчерпывающей полноте, ни одна новая деталь в коллективном портрете этого периода по определению не может быть лишней. Проект «Штрихи к авангарду» галереи JART очередное тому доказательство. Представлено собрание живописи и графики произведений разных направлений (символизм, кубофутуризм, супрематизм), выполненных в различных техниках (тушь, карандаш, акварель, темпера, масло), – все они обладают стилистическими признаками и особенностями живописно-пластической манеры письма 1900–30-х годов. Всего на выставке будет представлено около 70 работ.
Здесь ранний (1899г.) Михаил Ларионов соседствует с ОСТовцем Александром Дейнекой, а формалисты Александр Древин и Надежда Удальцова – с символистом Кузьмой Петровым-Водкиным. Кстати, представленный на выставке этюд Петрова-Водкина «Фигура девушки», который художник выполнил для полотна «Сон» (1910г.), является напоминанием об одном из знаменитых скандалов в тогдашнем арт-мире: проникнутая неприкрытым эротизмом картина, изображающая двух обнажённых женщин, пристально рассматривающих спящего обнажённого мужчину, вызвала бурную дискуссию среди художников и резкую критику в прессе. Она стала предметом спора между двумя знаменитостями: главным защитником произведения и его создателя выступил Александр Бенуа, а самым резким критиком – Илья Репин. Оба мастера – и Репин, и Бенуа, а также работы их современников – Леона Бакста, Ивана Билибина, Мстислава Добужинского, без творчества которых невозможно представить Серебряный век русской культуры, – будут представлены на выставке «Штрихи к авангарду».
Одним из главных экспонатов станет «Автопортрет с курицей и петухом» (60х72,7) Бориса Григорьева. Картина была написана в начале 1920-х годов, в то время, когда Григорьев работал над масштабным произведением «Лики России» (ныне – в собрании Константиновского дворца под Санкт-Петербургом). На переднем плане крупно выделяется полуфигура самого художника в рубашке с вышитым воротом, с тщательно прописанными, «по-григорьевски», чертами лица. А на заднем – схематично намеченные женские крестьянские лица и домашние животные, изображённые с кубофутуристической небрежностью. Недаром иногда этот автопортрет включают в обширный цикл Григорьева с общим названием «Расея». Именно в эти годы художник писал в письме другу: «Сейчас я первый мастер на свете. <…> Я не извиняюсь за эти фразы. Надо знать самому, кто ты, иначе не будешь знать, что и делать. <…> Я не боюсь любого конкурса, любого заказа, любой темы, любой величины и любой скорости».
Выставочный проект «Штрихи к авангарду» является важным «штрихом» к общей многоликой картине под названием «Русский авангард».
24.11.2016
Последние комментарии: