«Стена и Слово. Русский монастырь на границе с небом. Эдуард Бояков, Михаил Розанов»

18 июня в Новой Третьяковке на Крымском Валу открылась выставка «Стена и Слово. Русский монастырь на границе с небом. Эдуард Бояков, Михаил Розанов».

Представили литературно-художественный проект, посвященный феномену русского монастыря, поиску его логоса, попытке пробиться к сердцевине важнейшего для нашей цивилизации явления, авторы – режиссер Эдуард Бояков и фотохудожник Михаил Розанов.

Идея проекта реализована в единстве литературной и изобразительной концепций. Для каждого монастыря определено сутевое понятие, отражающее уникальность его функции. 10 ключевых слов – как 10 фундаментов, на которых зиждется обитель. Литературное исследование монастыря, в котором история, летопись, особенности архитектуры и функционирования обители складываются в целостный вербальный образ, не отделимо от изображения.

«Русский монастырь – не только и не столько памятник или артефакт, - сказал в своем вступительном слове Эдуард Бояков. Это духовный и антропологический рубеж между горним и бренным, между небом и землей – отсюда подзаголовок: «Русский монастырь на границе с небом». Граница здесь – ключевое слово. Монохромность отражает этот смысл. Слова, определяющие суть обители – не культурологические свойства, а антропологическая норма, к которой должен стремиться каждый – что монах, что мирянин. Каждый из нас должен стремиться стяжать праведность, ценить знание, находить в своей жизни место для подвига. Эти десять монастырей и слов – словно десять психологических типов, десять духовно-геополитических заповедей.»

Каждая обитель предстает в монохроме. Здесь нет интерьеров – только фасады. Территории безлюдны, съемка произведена в определенное время года – то, в которое монастырь наиболее явно проявляет свою суть.

«Эдуард Бояков предложил выявить разные векторы развития монастыря – и я искал эти векторы через архитектуру и природу, - поясняет Михаил Розанов. - Почти год мы ездили, выбирая для каждого объекта время года. Поэтому какие-то обители запечатлены зимой, какие-то летом. Но это не отражается в цвете. Цвет я не люблю – он отвлекает от главной мысли. Все снимки выполнены в монохроме.
Важным принципом было – снимать монастыри без людей. Это специальная концепция. Наша задача была запечатлеть вечность.»

10 действующих православных монастырей на территории России предстают в строгой последовательности, отвечающей авторскому замыслу, связанному как с изобразительным рядом, так и с поиском вербальной формулы русского монастырства.

Последовательность изображений и текстов строго выверена. Маршрут выставки – это движение от свойства к свойству. Малоизвестные обители тут соседствуют с «мировыми звездами» – такова композиционная идея выставки: монастыри открывают свои тайны в определенном порядке, погружая посетителя в законы русского логоса.

Выставка будет работать в Новой Третьяковке на Крымском валу с 18 июня по 20 августа 2024 года.
Подробности на сайте: https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/o/stena-i-slovo-russkiy-monastyr-na-granitse-s-nebom/

Вы можете оставить комментарий:
Ваше имя:
Е-mail (для связи):
Комментарий:
Введите число
с картинки

(защита от спама):
Капча

Последние комментарии: