С 11 сентября до 4 октября 2020 г.
ул. Арбат, 55/32, вход с Денежного переулка (ст.м. «Смоленская»)
Андрей НИКОЛАЕВ (1922-2013). Александр ВЕРСТОВ. Живопись. Графика
Новая экспозиция в Выставочных залах Государственного музея А.С. Пушкина
Новая экспозиция в Выставочных залах Государственного музея А.С. Пушкина представляет творчество двух известных московских художников – Андрея Николаева и его ученика Александра Верстова.
Выставка представит работы художников двух поколений, коренных москвичей – учителя и ученика, разных по жанровым предпочтениям, по творческой и жизненной школе, но между тем близких друг другу по мировосприятию, «родству душ».
Андрей Владимирович Николаев родился в Москве в 1922 году. Закончил школу за три дня до начала войны, поступил в Московское художественное училище памяти 1905 года, а через год, в мае 1942 года ушел в ряды Красной Армии, на фронт. Победу встретил в Австрии начальником разведки миномётного полка в звании старшего лейтенанта. После демобилизации в 1947 году Николаев поступил во ВГИК на художественный факультет (художник-постановщик), закончил его с отличием, но работать по специальности не стал: «тянуло в книжную иллюстрацию». В тот же год художник начал сотрудничать с Гослитиздатом. В творческом багаже художника сотни иллюстраций к произведениям Пушкина, Толстого, Данилевского, Мамина-Сибиряка, Горького, Булгакова, Симонова, Айтматова и многих других классиков русской и зарубежной литературы.
А.В. Николаев был не только замечательным художником, но и не менее талантливым писателем. Он оставил потомкам увлекательные автобиографические воспоминания о Великой Отечественной войне, основанные на собственных дневниках и ежедневных письмах к матери с фронта, а также глубокие богословские труды, которые ещё ждут своего читателя.
«Он оставался художником и работал до последнего часа. Пока были силы. Пока была бумага, как шутил он, избегая высокопарности. Пока жили в сознании образы, лица, сюжеты… Он оставался философом, погружённым в поиски истины, под которые неустанно подводил аргументы, он черпал из священных текстов и легенд Запада и Востока. Он верил тихо и непоколебимо. И ещё – очень важно! – он сохранял до глубокой старости облик воина. В нём оживал молодой кавалерист-разведчик времён Великой Отечественной войны. В его окладистой бороде прочитывалась верность русским полководцам толстовских и дотолстовских времён… Судьба назначила ему долгий век. Он прожил девяносто лет, ни на миг не теряя силы духа, твёрдости веры и чувства творческого предназначения, которое следовало исполнить. Он исполнил...» – так несколько лет назад отозвался на уход своего друга-художника известный литературный критик Лев Аннинский.
Александр Иванович Верстов родился в Москве в 1963 году. После окончания художественно-графического факультета Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена (1988 г.) вернулся в родной город. Член Московского Союз художников. Участник многих биеннале и персональных выставок в России и за границей.
Определяющей, главной встречей в творческой жизни для А.И. Верстова, как признается сам живописец, стала встреча с художником-иллюстратором и богословом А.В. Николаевым: «Многое, что я могу, было заложено в меня именно Андреем Владимировичем. Он для меня, как второй отец. Многолетнее общение, ежедневные многочасовые разговоры по телефону и в его уютной, невероятно тёплой по ощущению, по энергетике квартире - это то, по чему я до сих пор сверяю свой жизненный путь и чего мне сегодня очень не достаёт...»
А.В. Николаев, давал когда-то своему ученику такую характеристику: «Кто он – кондовый реалист? Да нет… И в то же время… да! Отчаянный экспрессионист и утонченный импрессионист? И да… и нет! Это мастер пластического и колористического воплощения, сочетающий в своем творчестве все направления и варианты реализации эстетической формы современного изобразительного искусства».
Произведения А.В. Николаева и А.И. Верстова находятся сегодня в отечественных и зарубежных музеях, галереях и частных коллекциях. На выставке «учителя и ученика» представлено более 50 их работ разных лет из музейных и частных коллекций.
Последние комментарии: