В Москве завершается VIII Фестиваль «Уроки режиссуры»

Торжественное событие состоится 12 декабря на Малой сцене Московского театра «Et Cetera» под руководством Александра Калягина.

В конкурсной программе этого года – мастера режиссерского театра: Андрей Борисов, Алексей Бородин, Евгений Гельфонд, Георгий Исаакян, Евгений Каменькович, Григорий Козлов, Григорий Лифанов, Владимир Панков, Алексей Песегов, Евгений Писарев, Яков Рубин, Олег Рыбкин, Искандер Сакаев, Дамир Салимзянов, Петр Шерешевский.

Победитель получит грант в размере 2 млн рублей на постановку спектакля.

Праздничный вечер начнется в фойе театра, где для гостей будет звучать живая музыка в исполнении камерного оркестра. Далее на Малой сцене начнется церемония закрытия. В первой части будет представлен спектакль «Портрет» Санкт-Петербургского театра ЦЕХЪ. Это театральное сочинение на темы Н.В. Гоголя.

Завершится торжественное событие награждением лауреата и чествованием участников VIII Фестиваля «Уроки режиссуры – 2024». Режиссер спектакля и церемонии закрытия – победитель фестиваля прошлого года Виктор Бугаков.

В этом году среди участников фестиваля – театры из Минусинска, Красноярска, Вологды, Нижнего Новгорода, Якутска, Севастополя, Челябинска и, конечно, столиц – Москвы и Санкт-Петербурга. Всего – 15 спектаклей. Среди них – постановки по национальному эпосу и античной трагедии, классика русской и зарубежной драматургии, популярные и забытые произведения – рассказы, пьесы, романы, а также современные пьесы. Как многофигурные постановки, так и моноспектакли. Традиционный театр – и новые экспериментальные формы.

«В программу вошли лучшие постановки мэтров российской сцены, мастеров, которые десятилетия держат наше театральное небо, воспитывают новые режиссерские поколения, а главное – строят свои театральные дома. Великий Джорджо Стрелер считал: "Театр славит жизнь даже в трагедии. Именно поэтому люди могут выдержать трагический спектакль, потому что в конце мертвые на сцене поднимаются и благодарят публику. Точно так, как смерть, сидящая в кресле, приподнимается со своего места и говорит вам: "Спасибо!". И с ним нельзя не согласиться: пожалуй, в этом – главная сила театра, нашего общего священного дела», - рассказала Арт-директор фестиваля «Уроки режиссуры», доктор искусствоведения, профессор Школы-студии МХАТ Ольга Егошина.

Конкурсные показы шли с аншлагами на главных московских сценах. Оценивали постановки и определяли победителя – молодые режиссеры, участники «Уроков режиссуры» прошлых лет: Виктор Бугаков, Ася Князева, Владимир Кузнецов, Петр Куртов, Виктория Печерникова, Федор Пшеничный, Сергей Тонышев. Это единственный в мире театральный фестиваль, в жюри которого входят только режиссеры. Принцип «Профессионалов судят профессионалы» незыблем с первых лет и по сей день.

В рамках внеконкурсной программы фестиваля была представлена одна из главных премьер последних лет – «Палата №6» Малого драматического театра – Театра Европы (Санкт-Петербург) в постановке Льва Додина. Он же автор пьесы, написанной по мотивам повести А.П. Чехова и ставшей литературной основой спектакля. Гастроли приурочены к 80-летнему юбилею выдающегося режиссера.

В день старта фестиваля «Уроки режиссуры» 28 октября на Страстном бульваре открылась фотовыставка «Театр-дом. История и современность московской сцены», которая рассказала об истории театров и театральных зданий Москвы, а также о недавних московских премьерах. На стендах можно было увидеть в том числе редкие архивные фотографии.

2024 год объявлен в России Годом семьи, что созвучно «Урокам режиссуры»: события фестиваля в этом году объединены темой «Театр-дом». Ей посвящена в том числе образовательная программа «Мастерская». В рамках проекта прошло 12 мастер-классов. Гостями стали Лев Додин, Сергей Безруков, Евгений Князев, Игорь Золотовицкий, Полина Кутепова и др.

Ряд событий посвящен 150-летию великого режиссера Всеволода Мейерхольда. В рамках «Мастерской» состоялись лекции и мастер-классы Валерия Фокина, Владимира Кошевого, Вадима Щербакова, Нины Шалимовой и др. В СТД РФ состоялся Круглый стол «Наследие Мейерхольда в театральной практике и педагогике XXI века» с участием ведущих специалистов по творчеству режиссера, теоретиков и практиков театрального дела, а слушателями стали порядка 50 руководителей театров России, директоров и художественных руководителей.

Фестиваль ежегодно проводит театральные лаборатории, но Лаборатория национальной драматургии – организована впервые. Работа длилась почти год: с марта по декабрь. Выбирали наиболее интересные заявки из сотен пьес, приходивших со всей страны, эксперты проекта – Елена Покорская и Марина Тимашева. Они же работали с участниками очно на практическом семинаре в Москве. Занятия проходили в Библиотеке СТД в ноябре, во время фестиваля. Тема лаборатории: «Национальный эпос – мифы, герои, судьбы». Результатом стали 9 полноценных пьес, готовых к постановке.

Продолжается многолетний проект фестиваля «Библиотека Биеннале театрального искусства», под эгидой которого издаются книги о театре. В этом году будет представлена книга, посвященная знаменитому спектаклю Вл. И. Немировича-Данченко «Братья Карамазовы», который определил магистральный путь режиссерского театра ХХ и начала ХХI века. Презентация состоялась в рамках книжной ярмарки non/fiction 8 декабря.

Официальный сайт urokirezhissury.ru

Вы можете оставить комментарий:
Ваше имя:
Е-mail (для связи):
Комментарий:
Введите число
с картинки

(защита от спама):
Капча

Последние комментарии: