ВЫСТАВКА «АЛЕКСАНДР САВИНОВ. МИРАЖИ», СПЕЦПРОЕКТ «МИРАЖИ. САРАТОВСКАЯ ШКОЛА»

Музей русского импрессионизма представляет персональную выставку Александра Савинова (1881–1942) – «умиротворенного Врубеля», как называли его современники, и яркого представителя Саратовской школы живописи наряду с Виктором Борисовым-Мусатовым, Кузьмой Петровым-Водкиным и Павлом Кузнецовым. Любовь к классическому наследию Италии, тесная связь с Саратовом и Волгой сплелись в узнаваемом стиле художника – мастера масштабных картин-панно.

Поверхность работ Александра Савинова напоминает ажурное полотно, наполненное призрачными силуэтами-миражами. Характерные для мастеров Саратовской школы черты преломляются сквозь призму классического искусства, с которым художник познакомился в Италии во время пенсионерской поездки в конце 1900-х годов.

Увлечение традицией монументальной росписи античности и Ренессанса нашло отражение в интересе Савинова к многофигурным крупноформатным картинам с проработанным рисунком и цветочными мотивами. Помимо классического наследия европейской культуры Александр Савинов был знаком с древнерусским искусством, впитал современные тенденции новой французской живописи. На их основе формируется авторский стиль, яркой иллюстрацией которого стали полотна «Купальщицы в апельсиновой и оливковой рощице» и «В парке культуры».

На выставке представлены работы, характеризующие разные периоды творчества Александра Савинова: от ученических экспериментов до зрелых произведений из фондов Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Саратовского художественного музея имени А. Н. Радищева и других музеев России, а также редкие произведения из частных собраний. 

Выставка сопровождается обширной просветительской программой для детей и взрослых.

СПЕЦПРОЕКТ «МИРАЖИ. САРАТОВСКАЯ ШКОЛА»

Спецпроект на третьем этаже музея раскрывает феномен Саратовской школы живописи, представители которой на рубеже XIX – XX веков пошли по особому пути и создали оригинальную художественную манеру: в противовес врубелевскому «демонизму» художники писали мир гармонии и покоя. В состав экспозиции вошли работы Виктора Борисова-Мусатова, Кузьмы Петрова-Водкина, Петра Уткина, Павла Кузнецова и Александра Карёва.

Для многих мастеров Саратовской школы город на Волге, где они получили первоначальное художественное образование, стал отправной точкой на профессиональном пути. А близость к речным просторам и бескрайним степям определила характерные черты их живописи: на картинах в серебристо-голубой гамме, словно миражи, появляются призрачные силуэты героев и предметов.

Одним из первых, кто размышлял об особенностях манеры живописцев и скульпторов Саратовского края, был Александр Савинов. Влияние Саратовской школы живописи выходит далеко за пределы региона. Развивая идеи символизма, художники организовывали выставки Голубой розы и Золотого руна, оказавшие колоссальное влияние на русскую культуру начала XX века.

Мир художников Саратовской школы представляют произведения из фондов Государственного музея изобразительного искусства Республики Татарстан, Воронежского областного художественного музея имени И. Н. Крамского, Саратовского художественного музея имени А. Н. Радищева и частных собраний.

Куратор выставки и спецпроекта – Анастасия Винокурова, ведущий специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма.

Вы можете оставить комментарий:
Ваше имя:
Е-mail (для связи):
Комментарий:
Введите число
с картинки

(защита от спама):
Капча

Последние комментарии: