Выставка «Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924»

В сентябре в Музее русского импрессионизма откроется выставка-исследование «Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924» о крупнейшем в США показе русской живописи, скульптуры и графики сотни лучших авторов. Спустя почти сто лет посетители смогут увидеть более 70 знаковых работ из музейных коллекций и частных собраний России и мира, в том числе из Галереи Альбертина в Вене.

В 1924 году на Выставке русского искусства в Нью-Йорке было представлено более 1000 работ. Эта экспозиция является уникальным срезом русского искусства первой четверти XX века — выставка предполагала продажу произведений, поэтому ее участники отправляли за океан свои лучшие творения.

Со временем работы были рассеяны по разным странам. Музей разыскал многие из них в коллекциях США, Канады, Великобритании, Швейцарии, Испании, Франции, Германии, Австрии, Армении, Таджикистана и других стран. На территории России картины оказались разбросаны от Хабаровска до Ростова-на-Дону.

Это большое, почти детективное исследование обещает стать одним из самых масштабных проектов музея. Поиск работ занял у кураторов больше года. Искусствоведам удалось установить судьбу нескольких сотен произведений, некоторые из них заново открыты для зрителей. В экспозицию войдут работы Льва Бакста, Игоря Грабаря, Бориса Григорьева, Михаила Ларионова, Ильи Машкова, Петра Кончаловского, Бориса Кустодиева, Зинаиды Серебряковой и других художников из собраний Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа, коллекций Виктора Шкулёва, Анатолия и Майи Беккерман, Романа Бабичева и других.

Подтвердить участие того или иного полотна в американской выставке помогли сотни архивных документов, каталогов аукционных торгов, консультации с музейными хранителями, а также переговоры с коллекционерами и сотрудниками аукционных домов. Среди таких открытий «Старый балет» Константина Сомова из частного собрания, обнаруженный на одном из американских аукционов. Изучение этикеток на оборотах картин и каталожных номеров позволило подтвердить участие в выставке работ «Августовский вечер» Константина Юона, «Чайки» Аркадия Рылова, «После Куликовской битвы» Валентина Серова и еще ряда произведений.

Значительную роль в подготовке проекта «Другие берега...» сыграли также газеты и журналы двадцатых годов прошлого века. Порой именно рецензии и отзывы в прессе помогали искусствоведам атрибутировать произведение. Так было, например, с картинами «Жёлтое лицо» Кузьмы Петрова-Водкина и «Вечер на Чёрном море» Григория Бобровского.

В Музее русского импрессионизма будут представлены две работы из собрания Галереи Альбертина в Вене: «Офицерский парикмахер» Михаила Ларионова и «Виолончель» Василия Шухаева. Их приезд в Россию стал возможен благодаря специальному партнеру выставки — фармацевтической компании ГЕРОФАРМ, которая в год своего двадцатилетия поддерживает серию мероприятий для повышения доступности искусства.

Продолжит тему исследования выставочный проект «Гипотезы». На третьем этаже музея расположатся работы Виктора и Аполлинария Васнецовых, Станислава Жуковского, Бориса Кустодиева и других художников, участие которых в заокеанской эпопее по-прежнему остается под вопросом. Посетители смогут узнать о судьбах картин и изучить аргументы за и против их демонстрации на выставке в США.

Обе экспозиции позволят представить, как могла выглядеть выставка в Нью-Йорке в 1924 году. Помимо живописных полотен гости музея увидят графические работы, предметы декоративно-прикладного искусства, книжные иллюстрации и архивные фотографии. Выставки будут сопровождаться обширной просветительской программой для детей и взрослых, а также инклюзивными мероприятиями.

Вы можете оставить комментарий:
Ваше имя:
Е-mail (для связи):
Комментарий:
Введите число
с картинки

(защита от спама):
Капча

Последние комментарии: