Выставка: «Глазами памяти». Образ русской усадьбы в фотографии. 1860–1920-е
23 марта – 25 июля 2016
Адрес: Красная площадь, дом 1. Государственный исторический музей
Сайт: www.shm.ru
Экспозиция позволяет проследить эволюцию усадебной темы в отечественном фотоискусстве и ее основные сюжеты. На выставке представлено 170 работ из собрания Исторического музея, дополненные фотографиями Мультимедиа Арт Музея и Музея архитектуры имени А.В. Щусева.
Усадьба как основа дворянской жизни, экономики и культуры Российской империи была ярким выражением национального характера. Исчезнувший мир русской усадьбы оставил множество литературных и художественных свидетельств. Фотографические образы, равноценные с исторической точки зрения, хотя и не равные по художественным качествам, создают разнообразную картину ушедшей усадебной культуры, поэтического мира родовых гнезд и частной жизни дворянских и купеческих семей. Наблюдавший исчезновение усадебной культуры А.Н. Греч утверждал, что после 1930 г. ее следует воспринимать только «глазами памяти». Усадьба предстает на выставке в нескольких ракурсах: парадные виды крупных имений, любительские фотографии из семейных альбомов и художественные изображения старинных парков и покинутых поместий.
Открывают экспозицию заказные виды усадеб, выполненные мастерами крупнейших ателье. Сюжет усадебных видов, особенности печати, а иногда и композиция определялись не только представлениями самого фотографа, но и пожеланиями заказчика. На парадных фотографиях зафиксированы архитектурные комплексы и ландшафты, сняты владельцы в любимых имениях.
Подобным образом запечатлены прославленные Остафьево, Архангельское, Ильинское, Поречье. К уникальным примерам ранней усадебной фотографии 1860-х гг. относятся стереодагеротипы ателье «Т. Шнайдер и сыновья» с интерьерами Марьина, фотографии Никольского-Обольянинова, выполненные М.Н. Шерером, и Никольского-Прозоровского, созданные М.Б. Тулиновым.
Любительские фотографии, авторы которых – сами владельцы и гости усадеб, отличаются непосредственностью сюжетов и живостью композиции. В 1890–1910-х гг. стали широко распространенными изображения повседневной жизни в усадьбе. Сюжеты снимков разнообразны: жанровые сценки (пикники, катание на лодке, пешие прогулки), портреты слуг и гостей, личные комнаты, милые сердцу укромные уголки парка и окрестностей. В этот период появились и документальные фотографии, отражающие общественный интерес к изучению и сохранению русской усадьбы с ее художественными и историческими артефактами. Фотографы фиксировали особенности архитектурного ансамбля и интерьерного комплекса поместий.
В начале XX в. литературно и художественно оформился миф русской усадьбы. Авторский взгляд фотохудожников привлекали пейзажи и детали, передававшие особое пассеистическое настроение усадебной жизни – поэзию умирания, уходящее величие. Основные объекты изображения – усадебная природа и парк – стали одухотворенными, эмоционально окрашенными.
Преображенному образу имения, словно сокрытому дымкой воспоминания, соответствуют приемы пикториальной фотографии. Большинство работ происходят из фонда Русского фотографического общества – жемчужины фотоколлекции Исторического музея. Фотографии А.С. Мазурина, Н.А. Петрова Н.С. Кроткова, В.Н. Часовникова, В.Н. Шохина демонстрировались на конкурсах и были отобраны для будущего музея светописи.
1920-е – последний значимый период развития усадебной темы. Огромный интерес к изучению усадебного наследия и поэтичность разоренных гнезд привлекали ведущих советских фотохудожников. Фотоэтюды выдающихся отечественных мастеров А.Д. Гринберга, Ю.П. Еремина, П.В. Клепикова воплощают уже не прекрасное уходящее Серебряного века, а былое, безвозвратно утраченное, погибшее прошлое.
Последние комментарии: