Выставка «Импрессионизм и испанское искусство» в Музее русского импрессионизма

10 октября 2019 года Музей русского импрессионизма открывает выставку «Импрессионизм и испанское искусство». Около 60 живописных работ, скульптура и графика из четырнадцати ведущих музеев Испании и частных коллекций дополнены двумя картинами из московского Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Выставка проводится при участии Фонда «Aurea Cultura i Art» и поддержке Посольства Испании в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выставочный проект впервые в России представляет испанское искусство рубежа XIX–XX веков в таком объеме и знакомит публику с творчеством восемнадцати испанских художников, которые работали бок о бок с французскими импрессионистами и участвовали в первых выставках нового направления в европейском искусстве. На выставке демонстрируются картины Хоакина Сорольи, Рамона Казаса, Мариана Пиделасерры, Игнази Мальола, Сантьяго Русиньоля, Рикарда Каналса, Игнасио Cулоаги, Жоакима Мира, Пере Изерна, графика Дарио де Регойоса, Изидре Нонеля и скульптура Рикарда Гино. 

О тесных связах испанских художников с французскими импрессионистами свидетельствуют интересные биографические истории. Так, каталонец кубинского происхождения Пере Видал де Соларес изображен на известной картине Пьера Огюста Ренуара «Бал в Мулен де ла Галетт» из собрания Музея Орсэ. Испанец оказывается центральной фигурой на картине: это одетый с иголочки джентльмен в цилиндре, танцующий с любимой моделью Ренуара Марго Легран. На выставке будет представлена работа кисти самого Солареса — «Портрет офицера полиции» из собрания Музея истории Барселоны.

Со знаменитой мельницей Мулен де ла Галетт, символом Монмартра, связаны судьбы еще двух художников-друзей — Сантьяго Русиньоля и Рамона Казаса. Вдохновленные импрессионизмом оба испанца жили и творили в Париже в начале 1890-х, а вернувшись в Барселону, открыли артистическое кафе «Четыре кота» по образу и подобию легендарного парижского кабаре «Черный кот». Именно здесь прошли первые выставки молодого Пабло Пикассо.

Художник Игнасио Cулоага, чрезвычайно популярный на рубеже XIX–XX веков, с 1890 года жил в Париже, на Монмартре, и дружил с Анри Тулуз-Лотреком, Эдгаром Дега, Полем Гогеном, вместе с ними участвовал в выставках, переписывался с Огюстом Роденом. Любимыми темами Сулоаги были народный танец фламенко, средневековая испанская архитектура и цыгане. В начале ХХ века именно благодаря Игнасио Сулоаге был заново открыт великий Эль Греко, появилась мода на испанскую живопись, собирать которую стали многие художники и коллекционеры, включая Ивана Щукина.

Испанские живописцы, работавшие в импрессионистической манере, были в зоне пристального внимания русских мастеров. Так, Илья Репин выделял среди всех Мариано Фортуни и писал о нем: «Фортуни поразил всех современных художников Европы недосягаемым изяществом в чувстве форм, колорите и силе света». Павел Чистяков, педагог живописи и рисунка в Императорской академии художеств, вдохновлял своих учеников работами Фортуни. Почетное прозвище «Фортуни» за свою акварельную технику получил во время учебы у Чистякова Михаил Врубель. На испанского мастера обращали внимание Валентин Серов и Василий Поленов. Мариано Фортуни был отцом не менее известного модельера и театрального художника, которого тоже звали Мариано. Фортуни-младший изобрел особый способ обработки шелка, который стал называться «плиссировки Фортуни», его клиентками были Айседора Дункан и Сара Бернар, а в венецианском доме художника сегодня организован музей. На выставке «Импрессионизм и испанское искусство» будут показаны этюды маслом Фортуни-старшего: «Дорога вдоль стены», «Улица Гранателло в Портичи», «Пейзаж Портичи».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наконец, один из самых известных испанских художников рубежа XIX–XX веков —Хоакин Соролья — будет представлен на выставке сразу четырьмя работами, три из которых приедут из Испании: «Скалы в Хавее и белая лодка», «Сорванцы на пляже, Валенсия» и «Купание». Залитое солнцем побережье Валенсии, волны, бьющиеся о берег, резвящиеся в воде дети, рыбаки, выходящие в море под белыми парусами, струящиеся на ветру одежды — вот главные герои картин зрелого Сорольи. Художнику удавалось фантастически точно передавать световые эффекты: блики на листве, светящиеся в воде смуглые тела, складки белоснежной ткани, — вот почему Соролью часто относят к европейскому направлению люминизма. В отличие от французских импрессионистов, испанский художник работал более четким мазком и достаточно натуралистично изображал фигуры людей, но с «коллегами по стилю» Соролью роднит легкость мазка и работа на пленэре.

На выставке «Импрессионизм и испанское искусство» живописные работы дополнят графика и скульптура каталонца Рикарда Гино. В начале 1900-х годов художник посещал школу искусств на Монмартре, а в 1913 году был помощником Огюста Ренуара и работал над скульптурными проектами в загородной резиденции великого мастера.

Всего в проекте участвуют 13 художественных музеев Испании, в числе которых: Национальный музей искусства Каталонии, Барселона; Музей Монсеррата (Аббатство Монсеррат); Библиотека-музей Виктора Балагера, Виланова-и-ла-Желтру; Музей Кармен Тиссен, Малага; Музей Игнасио Сулоаги, Кастильо-де-Педраса; Музей истории Жироны; Музей современного искусства, Таррагона; Музей истории Барселоны; Музей изящных искусств Астурии, Овьедо; Музей модернизма, Барселона; Музей Гаррочи, Олот; Музей музыки Барселоны — ЛʼАудитори; Музей Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо, Мадрид; Музей Санта-Крус (Министерство культуры и спорта), Толедо.

Куратор проекта — Франсеск Фонбона (Испания). Каталонский историк искусства, писатель, куратор выставок и специалист по каталонскому модернизму. Фонбона руководил графическим отделом Национальной библиотеки Каталонии (1995–2013), отвечал за раздел искусства в Большой каталонской энциклопедии (1968–1978); является членом Королевской каталонской академии изящных искусств Святого Георгия.

Менеджер проекта — Чаро Санхуан (Испания).
Координаторы проекта — Мария Мороз (Россия), Франсеск Пужоль (Испания).

Вы можете оставить комментарий:
Ваше имя:
Е-mail (для связи):
Комментарий:
Введите число
с картинки

(защита от спама):
Капча

Последние комментарии: